Блог о студенчестве от ZNZN.RU – Знания.Ру

Где студенту находить мотивацию к учебе?

Высшая нервная деятельность человека настолько уникальна, что сравнить ее еще с чем-то земным кажется невозможным. В ней столько загадок и тайн, столько составляющих, что люди веками ищут способ в ней разобраться, но все же человеческий разум не может прийти к разгадке самого себя. В этом сложном механизме мотивация играет немаловажную роль. Она является двигателем важных психических процессов. И пусть у каждого мотивация своя, ее цель одна – стать основой человеческой деятельности, восприятия этого мира, стартом к достижению целей.



Источники мотивации вокруг нас, даже если мы этого не замечаем. Что бы не делал человек, на любое его действие есть мотив: «Чего мы хотим этим добиться?»
Обучаясь в университете каждый день появляются новые цели и задачи, для выполнения которых необходимы действия, а их запускает мотивация. Главными мотиваторами для каждого из нас являемся мы сами. Мы должны любить себя, хвалить себя за старания, давать себе время на отдых, поощрять себя. Это работает как вечный двигатель: проделав работу и получив от этого удовлетворение, начинаешь с большим энтузиазмом подходить к дальнейшим задачам.

Придумай для себя девиз, который будет подбодрять тебя на протяжении всего пути. Пусть он будет простым, но будет напоминать, с чего ты начал и к чему уже приблизился. Говори себе, например, «Только если мучаться, что-нибудь получится». И каждая неудача будет восприниматься, как ступенька к цели.

Прочитай книгу. В наше время так легко найти книгу на любой запрос и узнать мнение других о ней. Даже в детской сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» ты сможешь найти для себя множество истин и побуждений к действию или, наоборот, бездействию. Может она отговорит тебя требовать от самого и себя и окружающих людей слишком много.
А теперь только представь сколько ты вынесешь для себя из книги про человека, занимающимся таким же делом, как и ты. Не говоря уже о специальной литературе, в которой 1000 и 1 упражнение, как смотивировать себя и найти ключи к достижению целей.

Сложнее не найти мотивацию, чем найти ее. У человека, заряженного на достижение целей, мотивационными являются все окружающие предметы. Даже проходя мимо витрины с вкуснейшими пирожными, у него включается рычажок и загорается мысль: «Хочу зарабатывать столько, чтобы покупать такие пирожные каждый день, или 3 раза в день, если этого захочу!» А потом, пройдя мимо тренажерного зала и увидев там кубики пресса на животе незнакомца, решит: «Нет, лучше пойду и заработаю еще больше, чтобы денег хватило и на абонемент в спортзал, я же не хочу быть пузатым!»

Сборник ответов на экзаменационные вопросы – ZNZN.RU


Мотивы поведения, мотивация и деятельность


Деятельность — это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производство определенных продуктов материальной или духовной культуры. 
Психологическая структура деятельности такова: цель — мотив — способ — результат.
Мотив — это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив — это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.
Всякая деятельность состоит из действий и поступков.
Действие — это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые.
Поступок  действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью.
В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности: Умения. Навыки. Привычки.

Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различных психических явлений (как осознанных, так и не­осознаваемых). Это могут быть: желания, влечения, на­мерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, мотивы власти, альтруистические мотивы и другие.
Человек может одновременно находиться под воздейст­вием нескольких мотивов, кото­рые могут вступать между собой в противоречие или борьбу.

Мотивация поведения личности


Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Физиологические — Безопасность — Социальные потребности — Эгоистические>Самореализация.
Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. 
Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).

Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности с позиций отечественной психологии основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. 
По уровням влияния на учебную деятельность познавательные мотивы подразделяются на следующие группы: 
  • широкие социальные;
  • узкие социальные мотивы;
  • мотивы социального сотрудничества; 
  • широкие познавательные;
  • учебно-познавательные; 
  • мотивы самообразования. 
Сформированная по предложенному алгоритму положительная мотивация на обучение предполагает формирование у обучаемого стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности. Однако в условиях образовательного учреждения она будет осуществляться под воздействием различных, нередко разнонаправленных, факторов.

Социализация личности, понятие личности


Личность — интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.
Социализация — это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общ. опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм. 

В процессе социализации выделяются стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; этапы: дошкольный, школьный, этап трудовой деятельности и послетрудовой. В соответствии с основными жизненными циклами различают социализацию в периоды младенчества, детства, юности, зрелости и старости. 

Институты социализации — социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Они бывают прямые, т.е. специально созданные для социализации, например, школа, и косвенные, решающие задачу попутно, например, трудовой коллектив. 

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации — родители, близкие родственники, учителя, вторичной — должностные лица учебного заведения, предприятия, сотрудники СМИ т.д.

Индивид (атом) - неделимый, единый, — человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого. 
В настоящее время существуют 2 концепции личностиличность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика
Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. 
Сущностная концепция является более глубокой. Личность — индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.
Ответственность — категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.
Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения их.