Блог о студенчестве от ZNZN.RU – Знания.Ру

Как выстроить свой вектор развития пока ты в университете

Вектор развития есть путь к достижению цели. Этот путь можно сопоставить с маршрутом, прокладываемым навигатором при планировании поездки. Мы видим точку А и точку Б, возможные места для остановки, повороты. Но пока ты не выехал, остаются неизвестными возможные пробки, объезды, погодные условия, видимость на дороге. Только выйдя в путь, начинаешь встречать ситуации, которые были незапланированными, может даже неожиданными. Например, посреди маршрута начался ливень, или метель, и время, рассчитанное на дорогу, однозначно не совпадёт с временем затраченным. Или, к примеру, ты мчался, игнорируя знаки ограничения скорости, но по пути стал свидетелем аварии, где по вине какого-то лихача пострадали несколько человек. Ты тут же изменил стиль вождения, стал ехать более размеренно и аккуратно, чтобы самому не стать героем такого происшествия.

Это все объясняет тот факт, что заранее быть уверенным в осуществлении задуманных планов – ошибка. Строя вектор развития, подробно изучи маршрут к достижению результата. Если это учеба в университете,  заранее узнай экзамены в ближайшую сессию. В преддверии сессии проверь вопросы по предметам, отметь для себя более тяжёлые, подготовься к ним серьезно. Сложные вопросы – тот самый внезапный ливень посреди маршрута, но если у тебя было рассчитано время на него, это не доставит проблем. 

Если быть готовым к трудностям, они будут бояться тебя, а ты с достоинством их преодолеешь. 

Когда возникают ситуации, к которым ты был совершенно не готов, старайся выйти из них не только своими силами, не стесняйся поддержки со стороны. Также, по возможности, становись «тягачом» для других, увязших по пути. 

Учеба в университете – репетиция дальнейшего профессионального пути. Информация, полученная за время учебы, это только база. Смысл высшего образования в самообучении. Большинство знаний нужно добывать своими силами. Пробуй себя в новых направлениях, используй потенциал по максимуму, найди то, что будет заряжать тебя в дальнейшем. Кроме основной профессии, не забывай про хобби, которое может принести не только удовольствие, но ещё и заработок. Движение по вектору развития, как дорога. Следи внимательно, она подарит тебе крутые виражи и незабываемые пейзажи.

Сборник ответов на экзаменационные вопросы – ZNZN.RU


Обучение. Развитие. Научение


Обучение — целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. 
Всегда предполагается взаимодействие учителя и ученика. Результат обучения — не простой прирост знаний, умений и навыков, а изменение мышления.

Связь обучения и развития человека
 — одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что: само развитие есть сложное инволюционно–эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке; развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. 

Соотношение обучения и развития. 

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Так, согласно одной из них, 
обучение и есть развитие
 (бихевиористы), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой,
 развитие создает возможности — обучение их реализует
, или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития». В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Выготским. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что 
обучение и развитие находятся в единстве
, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие.
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта, является научение. Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно–исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как 
учение
Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной). При 
интеллектуальном
 научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Понятие психического развития. Соотношение понятий «развитие», «рост», «созревание». Виды и свойства психического развития


Психическое развитие — это процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания, т.е. необратимый процесс во времени.
Развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
Рост — количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.
Развитие — процесс качественного изменения, преобразования структуры. Объект развития- система, а не изолированный элемент. Развитие не всегда прогресс: может быть и регресс.
Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созре­вание и рост — изменения количественные, служащие основой для разви­тия качественных изменений.

Основными свойствами развития являются:

  • необратимость — способность к накоплению измене­ний, «настраиванию» новых изменений над предше­ствующими;
  • направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
  • закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

Виды развития психики.

  • Филогенетическое развитие показывает формирование структуры психики в процессе эволюции вида или исторических социальных перемен в человечестве. 
  • Онтогенетическое развитие определяет формирование психической структуры личности во время жизни конкретного человека. В процессе изучения закономерностей, определяющих развитие психики в процессе онтогенеза, имеет место вопрос, связанный с наследственностью и влиянием внешней среды. 
  • Функциональное развитие показывает формирование личности в процессе решения интеллектуальных и логических задач, овладение новыми мыслительными категориями и понятиями. Данный вид развития является составной частью онтогенетического развития психики в человеке. 
В современной психологии выделяют также следующие виды психического развития: 
  • Нормативное развитие соответствует общим переменам, присущим возрастным изменениям в характере людей. Норма подразумевает идеальный и наивысший уровень из возможных состояний в процессе психического развития личности. 
  • Индивидуальное развитие показывает вариативность нормы с учетом уникальных характеристик личности и разнообразием некоторых способностей человека.

Развитие внимания


Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание

Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. 

С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов–указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

  1. Первые недели — месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
  2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
  3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
  4. Второй — третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
  5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
  6. Пять — шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
  7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.