Блог о студенчестве от ZNZN.RU – Знания.Ру

Что делать, если кажется, что поступил не туда?

После поступления в ВУЗ у студента начинается другая жизнь, не похожая на школьную. И в этом нет ничего плохого, ведь теперь появляется шанс что-то изменить. Если в школе ты был лентяем, есть шанс поменять отношение к учебе и начать с чистого листа.
На первых курсах (и это нормально) около 40% студентов задумываются, что выбрали не тот ВУЗ, специальность или будущую профессию, но лучше не торопиться с выводами. Логично, что всплывает вопрос: «Чему здесь вообще учат и почему меня до сих пор не готовят к будущей профессии?» Важно помнить, что спецификой высшего образования является обучение базовым предметам на первых курсах во всех университетах разных профилей. Это история, философия, социология, политология, экономическая теория, этика. Знакомство с этими науками подразумевает вступление в среду образованных людей и помогает правильно понимать законы общества, систему экономики, межличностные отношения и т.д. 

Еще одна проблема младших курсов — неготовность к самообучению. По сравнению с школьной программой, теперь не по всем предметам есть учебники, домашнее задание приходится находить самостоятельно, и ответственность за их выполнение лежит только на тебе. 

Ближе к третьему курсу начинают вводиться предметы по специальностям. Вот уже теперь становится понятно: заинтересовывает выбранная профессия, или нет. Иногда сложности, возникающие во время учебы, создают ошибочное мнение, мол эта профессия не интересна. Поэтому сначала убедись в том, что это не лень и нежелание учиться, а направление, не интересующее, или не поддающееся тебе.

Если все-таки окажется, что это не для тебя, стоит искать выход. Не вини в этом преподавателей, родителей или себя. Это пустая трата времени, а в таких ситуациях нужно быстрее действовать. Конечно, стоит обсудить этот вопрос с родителями. Если доказать, что ты хочешь работать после университета в другом направлении, они поддержат тебя. Также существует возможность перевода на другой факультет внутри ВУЗа, или в другой университет, с учетом уже изученных предметов. Если можно перевестись на заочную форму и продолжить обучение (например, когда родители настаивают на получении диплома),тоже есть вариант. У тебя будет возможность устроиться на работу в сферу, которая интересует, конечно пока не на серьезную должность. Вдруг этот опыт изменит твою дальнейшую судьбу.

Вариантов решения этого вопроса много, а каким он будет, зависит от ряда факторов. Поэтому не бойся признаться себе в том, что выбранный путь, оказался не таким уж и желанным.

Сборник ответов на экзаменационные вопросы – ZNZN.RU


Философия как методология познания


Методология - совокупность приемов, способов и операций познания и практической деятельности, и от греческого логос - учение, то есть, методология философии - это учение о способах и приёмах познания и выполнения деятельности в философии. Само учение возникло внутри самой философии, что неудивительно. На сегодняшний момент существует методология как самостоятельная наука и в её поле интересов входят различные методы, классифицируемые по широте и глубине охвата с разной степенью проработанности и конструктивности. Так, например, существует методология науки междисциплинарного уровня, методология конкретных наук, например, философии, которая нас и интересует.

Философия как форма рационального и структурированного познания мира закономерно сформулировала и комплекс приёмов такого познания - методов теоретического и практического осмысления действительности, устойчивого к критике и максимально достоверного, а также само понятие метод. 

Одним из первых к этому вопросу обратился Сократ, его методология философии заключалась в поиске истины путём исключения слабых и ошибочных суждений в речи собеседника; этот комплекс сам мыслитель называл майевтика (помощь в рождении), по именованию искусства акушерства. Этот метод позволял устранять слабые, не выдерживающие критику элементы, базирующиеся на общих представлениях, и искать на их место устойчивые к критике, то есть, рациональные выводы.

Выше шла речь о критико-рефлексивной функции методологии, задача которой исключением ошибочного искать базис знания - достоверные выводы, основанные на действительности и таким образом устойчивые к критике. Расширил функции методологии и отчасти вывел её за пределы логики Кант, его критика чистого разума заявляет трансцендентную методологию философии, которая ищет формальные признаки и критерии системы чистого разума. Такая методология была расчленена на канон, саму дисциплину, архитектонику (искусство построения) и историю чистого разума; то есть, она исследует способы и приёмы построения форм научно-теоретического знания.
История знает примеры критики самой методологии, развивающейся до сих пор, например, с стороны постмодернизма. Претензия основана на абсолютизации подходов формальной и символической логики, особенно с развитием математики (использует символическую логику), такая методология в своих теоретических построениях наблюдала в себе отрыв от практики науки. Другая причина критики - это неудачи в попытках создать универсальный методологический нормативный комплекс - нормативную методологию с помощью объяснения языка науки логикой; а так же засилье парадигм, неизбежно находящих несогласных. Так или иначе, методология истории философии - её самой как науки, её истории и других наук не может исключаться из самих наук, в противном случае они утратят основу рационального познания и интерпретации знаний.

Лучше всего понять предмет исследования помимо его теоретического анализа можно на основании его образцов и примеров применения. Философия как наука стремится к обобщению, соответственно, многие её методы служат именно этой цели. 

Например, три наиболее универсальных и обобщающих метода познания и интерпретации действительности это:
  • Диалектический метод, развитый Гегелем, когда он включил в методологию философии само наукознание, то есть, исследование самой науки. Исследуемый объект рассматривается не только в себе самом и своих процессах, но и с связанными, мешающими, противоречивыми явлениями и процессами. Так как этот метод основан на диалектике, то в нём применимы три её, диалектики, закона, сформулированные Гегелем же: закон равенства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон качественных и количественных изменений;
  • Критический метод позволяет выявлять полезные и вредные свойства рассматриваемого объекта для условно поставленной цели или процесса, а также прогнозировать развитие взаимодействия исследуемого объекта и связанных с ним процессов и явлений;
  • Гермевтический метод, развитый Хайдеггером, Куном и другими, позволяет рассматривать знание о чём-либо не только как объективный факт, но и с позиции исследователя, то есть, в контексте исследования. Этот метод получил широкое применение в экзистенциализме при исследовании отношения существования и бытия как осознания и переживания первого.

В заключение темы краткого рассмотрения методологии философии можно сказать, что в настоящий момент через все кризисы и развитие самой философии перед ней как никогда стоит проблема совершенствования обсуждаемого предмета. В наше время технология прочно вошла в жизнь и бытие каждого, более не являясь лишь необходимостью, участвующей в производстве, технология закономерно вынудила исследовать её как феномен человеческой деятельности, весьма обширный феномен. Поэтому современная методология философии движется в сторону принятия формы специального раздела науки - технология мыслительной деятельности.

Моральный смысл права на жизнь

Право на жизнь - одно из важнейших личных прав и свобод, гарантирующих телесное существование человека как биологического существа и субъекта общественных отношений.

Теория естественных прав человека, формировавшаяся в XVI - XVII вв., рассматривала право на жизнь как неотъемлемое свойство бытия. Джон Локк, один из основателей понятия "естественного права", писал, "человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченность пользования всеми правами и привилегиями естественного закона... и по природе своей обладает властью охранять свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество". При этом среди естественных прав он, одним из первых, выделял именно право на жизнь.

Шарль Луи Монтескье также подчеркивает, что всем гражданским и политическим законам "предшествуют законы природы, названные так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего существа". Иными словами, сторонники концепции естественных прав человека подчеркивали независимость их юридического закрепления от усмотрения законодателя.

Однако само право на жизнь впервые нашло свое нормативное закрепление лишь в конце XVIII в. в декларации независимости США 4 июля 1776 г., в которой в качестве первой среди "самоочевидных истин" провозглашалась та, что "все люди сотворены равными и что все они наделены определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью.

Вообще, в юридической науке советского периода, право на жизнь рассматривалось в составе права на неприкосновенность личности, под которым понималось право на государственную охрану и защиту от неправомерных посягательств на личную безопасность лица. Традиционно в конструкции личной безопасности выделяли три разновидности неприкосновенности: "физическую (жизнь, здоровье, физическая целостность), нравственную (честь, достоинство), духовную (возможность на основе свободы волеизъявления располагать своими поступками, не подвергаться незаконному принуждению).

С нормативным закреплением в ст. 20 Конституции РФ 1993 г. права на жизнь, появилась возможность его самостоятельного рассмотрения. Право на жизнь - самостоятельное право, имеющее присущую только ему индивидуальную внутреннюю структуру. В то же время никто не оспаривает, что, например, личная неприкосновенность - одно из непреложных условий обеспечения права на жизнь.

В настоящее время считается общепринятым, что в природе человека присутствуют элементы как биологического, так и социального свойства.

Биологическая жизнь – это высшая форма существования человеческой материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее эволюции.

Социальная жизнь - это форма реализации биологической жизни человека, проявляющаяся в процессе его участия в общественных отношениях.